ДИЗАЙН

Физика на службе у алюминиевого искусства

Работа из алюминия Марка Форнеса – это в равной степени научный эксперимент и произведение искусства и архитектуры.
5 августа 2017
Посетители Orange County Convention Center во Флориде отмечают про себя, что их взгляды чаще всего направлены вверх.
Местное сообщество, уже привыкшее к Всемирному центру отдыха Уолта Диснея и прочим туристическим достопримечательностям, хорошо приняло новую постоянную художественную экспозицию, которая полностью сделана из тонких перфорированных алюминиевых листов и подвешена над основной площадкой.

Двухэтажная парящая скульптура, видная из зала на первом этаже и с расположенных выше балконов, кажется гигантским кораллом, простирающимся под потолком, хотя автор-создатель Марк Форнс говорит, что работа предназначена для привлечения интереса, а люди трактуют её узловатые шары и завитки самыми разными способами.
Они могут не осознавать того факта, что Форнс настолько же учёный, насколько и художник, а его работы зачастую отражают новые исследования в области материаловедения. Французский архитектор, основатель студии THEVERYMANY в США, не просто выставляет свои работы в Guggenheim или продаёт их на аукционах Art Paris и Sotherby's.

Он также преподаёт в Гарвардском и Принстонском университетах, а также ведёт курс по моделируемым материалам в Колумбийском университете, Университете Южной Калифорнии и Die Angewandte в Вене.
Фото: Arch Daily © Marc Fornes / THEVERYMANY
Поэтому когда посетители смотрят на его работы, они видят великолепные творения, которые часто сделаны из имеющего малый вес, но прочного алюминия, который Форнс выбирает в качестве средства художественного самовыражения. 4 692 полос из перфорированных алюминиевых листов, используемые в экспозиции Under Magnitude в Орландо, имеют толщину всего один миллиметр каждая, а прочность им придаёт именно их искривлённая форма.
Форнс объясняет, что прочность на разрыв и малый вес мембранных конструкций, изученные покойным архитектором Фреем Отто, усовершенствованы благодаря пониманию искривлённой формы, которая применяется в этой работе.

«Кирпич не знает своего соседа, это просто кирпич, - объясняет Форнс. - Может ли один кирпич знать следующий за ним, и следующий, и следующий и создать цепь?» Эта теория лежит в основе исследований для работы Intensive Curvature и 10-летних теоретических исследований Форнса в области полос, элементов, соединяющихся вместе для обеспечения оптимального результата.
Фото: Arch Daily © Marc Fornes / THEVERYMANY
Каждая полоса достигает конструкционной стабильности только за счёт высокой степени кривизны, а затем высоких степеней двойной кривизны, когда мы соединяем их вместе, что привозит к чрезвычайной прочности конструкции.
«Она тоньше вашей кредитной карты. При этом вы можете стоять наверху конструкции, подобной этой».
— Марк Форнс
Фото: Arch Daily © Marc Fornes / THEVERYMANY
Весь «коралл» выполнен в ярком белом цвете, что обеспечивает резкие переходы по мере изменения света в течение дня, но поклонники искусства могут не знать, что Форнс, его коллеги и студенты изучают свойства алюминиевых материалов в ходе создания своих публичных произведений искусства.
Фото: Arch Daily © Marc Fornes / THEVERYMANY
Проект Orange County аналогичен другим, выполненным Форнсом и его студией. Его первая публичная экспозиция в США была выполнена в Техасе и служит воротами в популярный 100-летний парк. В завершённом в 2016 году проекте Spineway используется свыше 1 000 перфорированных алюминиевых листов, собранных при помощи почти 20 000 заклёпок.
Другой проект находится в Аржеле во Франции и был построен из перфорированного алюминия для наружной игровой площадки школы. Кружевная тень и решётка экспозиции Pleated Inflation также служит шатром, пространство которого используется в качестве неофициального амфитеатра.

Фирма часто выбирает алюминий из-за его долговечности, малого веса и низких потребностей в обслуживании, говорит Форнс.
Фото обложки: Arch Daily © Marc Fornes / THEVERYMANY