Транспорт

Водный транспорт станет экологичнее

Модульный подход к производству и использование экологичных материалов, таких как алюминий, помогут Европе революционным образом изменить сегмент пассажирского водного транспорта и снизить его общий углеродный след.
11 ноября 2020
Множество людей, живущих в прибрежных территориях или на островах, полностью зависят от паромного сообщения. Работающие на традиционном топливе корабли сильно загрязняют окружающую среду, выбрасывая CO₂, SO₂, NOₓ и твёрдые частицы пыли.
Обычные паромы также являются источниками шума, который, по мнению Европейского агентства по окружающей среде, может негативно сказаться на здоровье людей и дикой природе.

Осознавая имеющиеся серьезные недостатки традиционного парома, Европа решила сделать значительные шаги по декарбонизации сектора водного транспорта и уже приступила к реализации этой задачи - на свет появился TrAM (Усовершенствованный и модульный транспорт) –проект по созданию пассажирского электро-парома, выполненного полностью из алюминия. Это программа, финансируемая Европейским Союзом, позволит добиться прогресса в том, чтобы сделать судостроение более экологически чистым.
Фото:Tramproject
Согласно официальному веб-сайту TrAM, цель проекта «заключается в разработке быстроходного пассажирского судна с нулевыми выбросами за счёт передовых принципов модульного производства. Новые подходы будут способствовать снижению производственных затрат на 25% и затрат на разработку на 70%. Этот проект является революционным как с точки зрения технологии нулевых выбросов, так и с точки зрения методов производства, и будет способствовать тому, чтобы в итоге получилось электрическое высокоскоростное судно, которое будет конкурентоспособным как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения безопасности для окружающей среды.»

Как подход к проектированию и сборке, так и использование алюминия для строительства будущего парома тщательно выбирались с учётом того, чтобы нулевые выбросы стали полностью достижимой целью. Все должно было быть максимально экологичным, и поэтому алюминий, поставляемый компанией Hydro, был выбран в качестве ключевого материала для изготовления парома.
Фото: Tramproject
Кроме того, при моделировании и изготовлении будет применяться модульный подход, характерный для автомобильной промышленности. «Стандартизация позволяет нам использовать одни и те же компоненты и конструкции, которые могут быть применены в различных областях», - приводятся слова менеджера по рынкам подразделения морского транспорта компании Hydro Extruded Solutions Томаса Свендсена в пресс-релизе компании.

«Благодаря этому снижается стоимость проектирования и разработки судна, субподрядных работ и строительства судна. Но при этом также повышается гибкость судостроения, то есть, можно иметь стандартные носовые и кормовые модули и просто добавлять модули посередине для повышения пассажировместимости», - отмечает Свендсен.

Для строительства одного парома может потребоваться 25-30 тонн алюминия. При этом, в производстве может быть использован низкоуглеродный алюминий (изготовленный с использованием возобновляемых источников энергии), что еще сильнее улучшит экологические показатели получаемого транспорта. В целом алюминий является одним из самых экологичных материалов в мире, что делает его предпочтительным металлом для тех компаний, которые стремятся свести к минимуму углеродный след конечного продукта.
Изготовленный из алюминия паром с питанием от аккумуляторных батарей имеет множество преимуществ, причём наиболее важным фактором является близкий к нулю уровень выбросов CO2.
Фото:Skipsrevyen
Положительный эффект от использования такого транспорта можно спрогнозировать уже сейчас: например, по плану один из первых произведенных в рамках проекта TrAM паромов будет работать в норвежском регионе Ставангер - эксплуатироваться советом округа Рогаланд и региональной транспортной компанией Kolumbus. При этом на данный момент компания Kolumbus использует около 10 традиционных скоростных паромов и, согласно данным проекта TrAM, выбросы углекислого газа от имеющихся судов сопоставимы с выбросами от всех 450 автобусов, которые работают на автобусных маршрутах Kolumbus в Рогаланде. Замена имеющихся паромов на новые позволит полностью избавиться от выбросов в сегменте водного транспорта, что лишний раз подчеркивает важность развития и применения технологии нулевого выброса.

Другой важной выгодой от использования алюминия в производстве экологических паромов является его малый вес и коррозионная стойкость. Как сообщает Hydro, «батареи имеют большой вес, и это представляет проблему для скорости водного транспорта. Необходимость снижения веса очень важна, а это означает, что использование лёгкого алюминия в конструкции является ключом к значительному сокращению общего веса. Кроме того, алюминий обладает высокой коррозионной стойкостью, что делает его идеальным материалом для морского транспорта.»

Работы на верфи запланированы на 2021-2022 годы, а паром, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в 2022-2023 годах.
Фото обложки: Hydro