ТРАНСПОРТ

Новый алюминиевый сплав
меняет положение дел в авиации

По словам китайских исследователей, их открытие улучшает разные аспекты производства новых китайских самолетов.
23 августа 2018
Ученые из Шанхайского университета Цзяо Тонг говорят, что разработали новый вид облегченного алюминиевого сплава – более крепкого и прочного, чем существующие алюмокерамические смеси.
Исследователи из Школы материаловедения и технологии материалов считают его важным для нанотехнологии открытием, расширяющим область применения алюмокерамического сплава в авиации, а также в скоростном железнодорожном сообщении и автомобильной промышленности – то есть во всех тех отраслях, где энергоэффективность становится решающим фактором.

«Такой наноматериал, как алюмокерамический сплав, помогает устранить проблемные зоны при его масштабном применении в инженерно-конструкторских работах», – сказал недавно руководитель проекта профессор Ван Хаовэй в своем интервью газете China Daily. Алюмокерамический сплав уже используется в космических лабораториях Тянун-1 и Тянун-2, спутниках квантовой связи и метеорологических спутниках. Он также применяется в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, облегчая вес комплектующих.
Отличительной особенностью материала является взаимодействие и суммарный эффект его составляющих, а также способ их производства (3D-печать), придающий им прочность ковочных сплавов, говорит Ван. Ученые еще с 1990-х годов ищут более эффективные способы интеграции керамики и алюминия.

Предлагаемое решение предполагает уменьшение размера керамических частиц с микронов до нанометров с их последующим смешиванием с алюминием в ходе химического процесса с регулированием размера, формы и распределения частиц. Получаемый в результате материал, по словам ученых, крепче титановых сплавов – и дешевле в изготовлении.
Фото: Product
Как отметил Ван, исследователи ведут совместную работу с Корпорацией гражданского авиастроения Китая (COMAC) над популяризацией применения новых материалов в строительстве больших самолетов. «Поступательное развитие авиации тесно связаны с прогрессом материалов, и мы пристально наблюдаем за разработкой и эффективностью новых материалов», – говорит Ву Гуанхуй, конструктор самолета C919 из корпорации COMAC.

Это первый большой пассажирский самолет китайского производства, и COMAC готова использовать новый материал вместо импортных деталей. Проект получает большую поддержку правительства Китая и местных производителей материалов.

Модель C919 – логичный следующий шаг к созданию нового сплава. Первый успешный полет самолета состоялся в мае, проект его строительства – большая гордость для китайцев. Он вылетел из международного аэропорта Пудун в Шанхае, его полет длился 79 минут. Таким образом, следующий этап, предполагающий ввод 169-местного лайнера в эксплуатацию, завершен. Благодаря этому достижению китайская корпорация COMAC стала первым новым игроком в сегменте реактивной авиации на международной арене с 1969 г. Параллельно Китай за последние два года стал самым крупным мировым авиационным рынком.
Фото: Ptisidiastima
Технологическое развитие – неизбежное следствие поиска мировыми производителями новых и более эффективных способов уменьшения веса самолета, а также сопутствующих им явлений – энергосбережения и снижения уровня выбросов. По мере проникновения на рынок углеродного волокна и других материалов алюмокерамическая наноновинка демонстрирует непреходящую потребность в силе и безопасности алюминия на авиационном рынке.

Вместе с тем, области применения нового материала в скоростном железнодорожном сообщении и автомобильной промышленности, скорее всего, изменят положение дел и в этих сегментах транспортного сектора. Возможность получать алюминиевые сплавы, не уступающие (и даже превосходящие) по прочности металлы, которые производятся традиционными способами, – ключ к достижению целей устойчивого развития. Новый алюмокерамический сплав – многообещающий шаг именно в этом направлении.
Фото обложки: AINonline