ТРАНСПОРТ

Строительство метро в Эр-Рияде с нуля

Саудовская Аравия является лидером мировой нефтяной промышленности, но не забывает и об инвестициях в общественный транспорт.
19 мая 2017
В столице Саудовской Аравии Эр-Рияде с нуля строится первая в стране система общественного транспорта.
Алюминий играет ведущую роль в амбициозном проекте, призванном связать между собой все районы города. Планы по реализации проекта стоимостью 23 млрд долл. США включают шесть линий метро протяжённостью 177 км. Всего планируется построить 85 станций.

Проект уникален тем, что в самых современных городах, будь то в Париже, Токио или Чикаго, железнодорожная сеть строилась и расширялась со временем по мере изменения численности населения и городской среды. В Эр-Рияде, где в настоящее время численность населения составляет 6 млн человек и по прогнозам к 2035 году увеличится на 50%, строительство происходит одномоментно, чтобы метрополитен и вспомогательная автобусная система были запущены в 2018 году и помогли стране достичь своих целей по устойчивому развитию.
Чтобы уложиться в срок правительство Саудовской Аравии поручило выполнение проекта одновременно нескольким архитекторам, производителям вагонов и строительным подрядчикам. Компании Bechtel из США, которая помогала строить тоннель под Ла-Маншем и афинское метро, был поручен самый крупный подряд на 10 млрд долл. США.

Современные вагоны тоже строят несколько компаний. Компания Siemens строит 45 из них для линий 1 и 2 в рамках консорциума BACS с Bechtel. Bombardier стоит 47 вагонов для линии 3, а Alstom изготовляет более 60 вагонов для линий 4, 5 и 6. Вагоны для беспилотной сети метрополитена будут иметь алюминиевые корпуса: в Bombardier подтверждают, что их вагоны сделаны из алюминия вторичной переработки с обшивкой в цвете, соответствующем линиям метро, по которым они ходят.
Фото: Riyadh Metro
Вагоны также разработаны с учетом сложного климата Эр-Рияда: они оснащены мощными системами кондиционирования воздуха, уплотнениями и фильтрами для систем тяги, тормозов, дверей и прочих элементов, которые специально спроектированы с защитой от попадания песка. Обычно этот фактор не учитывается в транспортных системах в любых других частях света.

Что касается станций, для их проектирования власти обратились к различным архитекторам, хотя оформить основные узлы метрополитена планируется в едином архитектурном стиле. Например, компания Zaha Hadid Architects спроектировала станцию в финансовом районе King Abdullah, а норвежская компания Snøhetta спроектировала станцию метро Qasr Al Hokm в центре города. Обе архитектурные фирмы создали культурные центры, которые объединяют футуристические элементы и материалы – сталь, стекло, алюминий и известняк – с принципами устойчивого развития, выраженными в форме пышных садов и атриумов.
Фото: Riyadh Metro
Дизайн станции метро соответствует критериям устойчивого развития на нескольких уровнях: экологичность с точки зрения снабжения энергией, сохранения воды, использования дневного света, естественного затенения и вентиляции; экономичность с точки зрения создания эффективного узла общественного транспорта в густонаселённом городе для сокращения загруженности дорог; и кроме того, социальность с точки зрения создания оживлённого общественного пространства, которым смогут наслаждаться все жители Эр-Рияда.
Snøhetta
Станция Al-Olaya спроектирована компанией Gerber Architekten из Германии и отражает изгибы песчаных дюн. На крыше находится общественный сад, который покрывает всю крышу конструкции, а поезда прибывают на станцию в футуристичных стеклянных трубах. На четвёртой станции, разработанной Omrania & Associates, будут соседствовать автобусная станция, рынок, мечеть и стоянка - все в едином пространстве над землей, оформленном решётчатыми элементами дизайна и волнистыми поверхностями, характерными для всех станций метро Эр-Рияда.

Тем временем, строители уже заканчивают свою работу над тоннелями при помощи гигантских тоннелепроходческих машин. Совсем недавно на одной из крупнейших станций прошла символическая церемония по случаю завершения очередного участка самой протяжённой оранжевой линии (ее длина 40 километров). Строители завершили участок в 5,35 км и приблизили столицу Саудовской Аравии к статусу города с одной из самых современных транспортных систем.
Фото обложки: Bombardier